Выбираем учебники для второго класса

Выбираем учебники для второго класса

Итак, начнем с русского языка. Я рекомендую обращаться к учебникам Н.А. Костина и М.П. Закожурниковой. Я хотела бы привести некоторые примеры отличий в подаче материала в современном учебнике и советских учебниках.

Во-первых, правила и определения в учебнике серии «Школа России» написаны строгим академическим языком, таким, которым пишут диссертации, и который вовсе не понятен второкласснику (даже очень развитому). Я бы сказала, что и не каждый взрослый с ходу поймет, о чем речь, например, вот в таком правиле: 

Для сравнения вот как объясняется то же самое в учебнике 1964 г.:

Ребенок возраста второго класса может легко понять и запомнить правила, состоящие из коротких, простых предложений, а научные обороты типа «для обозначения буквой безударного гласного в корне» только запутывают и рассеивают внимание учеников. Вот еще аналогичный пример «очень доступного» текста: 

Все понятно? Ах, да, забыла скопировать примеры: 

Так хоть догадаться можно, на что же хотели обратить внимание!))Во-вторых, используются понятия, которые будут доступны для сознательного их использования только в 4-м классе.В-третьих, дается лишняя информация, интуитивно (для русскоговорящих детей) и так понятная. Например, даже не вдаваясь в морфологические признаки слов, думаю, все догадаются, что означают понятия «проверочное слово» и «проверяемое слово». Но! выучить надо вот такие определения:

Ну, и конечно, эти, как я их называю, «страшные» картинки фонетического написания слов, которые недопустимы для младших школьников, у которых еще не сформированы навыки грамотного письма:

Что касается упражнений, то в советских учебниках они направлены на развитие языкового чутья, на отработку и закрепление грамотной письменной и устной речи, темы прорабатываются более глубоко и разнообразно.При изучении математики можно обращаться к учебникам Н.С, Поповой за 1-й и за 2-й классы. Правда, современная программа по математике очень сильно отличается от старых учебников. Казалось бы, что может поменяться в математике? Но, оказывается, темы и задания можно так перетасовать, так затянуть и подать в таком бессистемном варианте, чтобы у детей получилась полная каша, и точно никаких навыков не выработалось. А потом учителя удивляются, почему современные дети совсем не понимают математику, и у них совсем нет логики, и поэтому объяснять им бесполезно, а, значит, надо, чтоб зубрили. Вот и зубрят: и таблицу сложения, и способы записи условия и решения задач, и как решать уравнения.Например, вот стандартный урок, в котором один номер дается на новую тему, а дальше — винегрет из заданий на разные темы: 


И вот примерно на ту же тему в учебнике Поповой:



И еще (так, на всякий случай): в учебнике Моро эта тема изучается во втором полугодии (а умножение еще впереди), а в советском учебнике — в начале первого полугодия (и умножение в пределах 20-ти пройдено еще в конце 1-го класса).Во 2-м классе, так же, как и в 1-м, продолжается калейдоскоп тем Окружающего мира, проигнорировать который мы не можем, если связаны ежегодной промежуточной аттестацией. Поэтому просто стараемся пройти эти темы более широко и разнообразно, чем они представлены в учебнике.По литературному чтению помимо учебника полезно читать и обсуждать с детьми, например, рассказы и сказки из Хрестоматии К.Д. Ушинского (хороший вариант — учебные пособия серии Русской Классической Школы).Во втором классе появляется еще один предмет — английский язык. Его тоже надо сдавать на аттестациях по заданиям и лексике конкретного учебника. Но, если математику можно проходить быстрее, чем предполагает программа ФГОС, то для английского того количества часов, которое предусматривает школьный план, оказывается мало для достаточного уровня знаний. Поэтому этот предмет целесообразнее не сжать, а растянуть. 

Юлия Наумова