Выбираем учебники для первого класса

Выбираем учебники для первого класса

Самым трудным оказалось сделать анализ учебников по грамоте именно для 1-го класса. Сегодняшнее разнообразие подходов и методов обучения детей чтению и письму очень легко запутывает не только родителей, но и педагогов. Чему учить сначала: читать или писать? В какой последовательности давать буквы? Учить читать побуквенно, по складам или по целым словам? И т.д. Давайте разберемся.

Для начала, хочется сказать, почему сейчас популярны методы обучения чтению целыми складами и словами. Эти подходы стали применять, когда стало модно раннее развитие детей, и их начали учить читать с 4-5 лет, а то и раньше.

Дело в том, что в этом возрасте мозг ребенка еще не готов понять сам процесс слогообразования с помощью буквенных символов и сосредоточиться на нем. Ему еще очень трудно разобраться, что нужно сделать со своим артикуляционным аппаратом, чтобы соединить два звука, обозначенными буквами, на которые он смотрит. Поэтому, чтобы в этом возрасте ребенка «научить» читать, его учат просто запоминать картинку из значков-букв, которая обозначает тот или иной слог (или слово). Таким образом, чем больше картинок загрузили в память маленького вундеркинда, тем лучше он «читает». Но, столкнувшись с новым, еще не выученным буквосочетанием, он не поймет, что с этим делать. Именно поэтому часто у таких, рано начавших читать, детей наблюдаются проблемы с чтением в более старшем возрасте.

Эти методы обучения чтению далеко не новы. Их изобретали еще в 19 и начале 20 веках. Это были попытки облегчить процесс обучения грамоте, т.к. используемый тогда буквослагательный метод (когда произносятся сначала названия букв, а потом слог целиком) был труден для восприятия и понимания даже готовым к обучению семилетним детям. Метод целых слов (который сейчас называется методом Домана) имел широкое распространение в США. А т.к. в английском языке исключений больше, чем правил, то зачастую это было очень даже уместно и эффективно – заучивать «картинки» слов.Итак, что же выбрать?Практика показывает, что наилучший результат дает совмещение различных способов, т.е использование упражнений из разных методик. Однако, сначала надо научиться фундаментальному принципу слияния звуков, обозначенных буквами. Об этом подробно рассказывает Н.А. Костин в своей «Методике обучения грамоте». В каком порядке изучать буквы? Если следовать логике изучения букв с точки зрения их классификации по фонетическим признакам (гласные-согласные, глухие-звонкие, мягкие-твердые), то нужно придерживаться порядка, который использовал Л.Н.Толстой в своей «Азбуке». Если изучать буквы с точки зрения усложнения их написания, то подойдет учебник Вс. Флерова «Наглядные уроки письма» или «Букварь» А.И. Воскресенской.

После изучения букв начинается предмет «Русский язык». Для 1-го класса я рекомендую учебники Н.А. Костина 1949 г. и Закожурниковой 1965 г. Эти авторы дают материал в очень краткой и доступной для понимания первоклассника форме, задания разнообразны, что способствует прочному усвоению темы, направлены на развитие речи, а также на формирование навыка грамотного согласования слов между собой.

Математику в 1-м классе лучше изучать, используя учебник Н.С. Поповой 1937г. Отличный анализ учебников Поповой и А.С. Пчелко приводится в посте https://vk.com/so_sovetbooks?w=wall-101902578_5959

Но нужно обязательно согласовывать с программой ФГОС по учебнику М.И. Моро, т.к. так есть темы, которых нет в старых учебниках, и наоборот. В целом, главные отличия советских учебников (кстати, и дореволюционных тоже) от современных в том, что весь материал подается в строгой системе, без перескакивания от одной темы к другой вне всякой логической связи, каждая тема глубоко и качественно прорабатывается от простого к сложному, по возможности через практическую деятельность, повторение и закрепление пройденного материала включается в задания текущей темы, и, конечно, много устного счета. Все это в комплексе приводит к усвоению материала, основанном не на запоминании (например, таблицы сложения), а на приобретении устойчивого навыка и опыта решения примеров и задач. Однако, справедливости ради, надо сказать, что сейчас появилось больше задач, которые имеют не единственно правильный способ решения, а иногда и не единственный ответ. Но на такие задачи, к сожалению, чаще всего нет времени на уроках математики в школе.

Что касается окружающего мира и литературного чтения, ребенок должен познакомиться с содержанием этих предметов по современным учебникам ФГОС. Так как, если вы собираетесь сдавать аттестации в школе, то необходимо знать ответы на тесты, составленные по темам учебников. Единственное, я рекомендовала бы перекомпоновать темы учебника окружающего мира так, чтобы они были хоть в какой-то логической взаимосвязи друг с другом.

Юлия Наумова