Ложная социализация

Ложная социализация

Недавно слушала рассказ о девочке, которая учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Ее мама ругает школу, но считает необходимым, чтобы дочь ее посещала, т.к. там она учится вести себя в разных ситуациях, т.е. с помощью этой практики дочь социализируется.

Один из примеров ее социализации. Класс участвовал в каких-то соревнованиях, она была в команде. У девочки случилось несколько неудач, и в итоге команда проиграла. Все стали обвинять в этом девочку. В ответ на претензии «ты должна была…» она ответила: «Ничего я вам не должна! Скажите «спасибо», что я вообще согласилась играть!» Через несколько дней ее одноклассница как бы случайно толкнула так, что она сильно упала…

Школьная социализация работает по принципу «выживает сильнейший». Но мир уже давно не живет по закону естественного отбора. Иначе не спасали бы столько нежизнеспособных детей при рождении, не лечили бы людей от банального воспаления легких, я уже не говорю о других более серьезных заболеваниях. Не всегда удается спасти, но ВСЕГДА пытаются и хотят. Потому что мы знаем, что слабый и болезненный в детстве ребенок имеет шанс перерасти и стать крепким и здоровым. Почему же мы не проявляем гуманности в отношении психического здоровья так же, как в отношении физического? Ведь когда мы отправляем ребенка в незнакомый школьный коллектив, зачастую там берут верх «звериные» законы. Учителя часто занимают позицию невмешательства или «лишь бы никто никого не покалечил», на разбор ситуаций с нравственной точки зрения им просто не хватает времени, да и сил. В классе возможна одна из трех позиций: сильнейший, «приспособился», изгой. Причем «сильнейший» и «приспособился» - не значит «выжил». Это значит, наработал себе пакет комплексов и скрытых (в отличие от «изгоя») страхов. Это значит, ты научился даже от себя скрывать, что ты на самом деле хочешь и чувствуешь. В результате, личности уже нет, есть маска и роль. А ведь именно эти позиции успокаивают родителей, они думают, что их ребенок научился выживать и строить правильно отношения в этом обществе. Мало того, они стремятся поддержать этот статус, покупая модные телефоны, жизненно необходимые планшеты и т.п., чтобы, не дай Бог, ребенок не выглядел отстающим от уровня жизни сверстников. Часто статус ученика поддерживается и учителями – и оценками, и отношением.

Что может повлиять на становление адекватных взаимоотношений между детьми? Как бы это старомодно не звучало, присутствие неравнодушного взрослого с высоким нравственным стержнем, который готов экологично разбираться в конфликтных ситуациях, учить этому детей, проводить с ними беседы, быть рядом и обеспечивать психологическую безопасность всем участникам процесса общения. Только в таких условиях может начаться процесс продуктивной социализации, т.е. приобретение навыка сотрудничества с другими людьми на пути достижения совместной или своей собственной цели. В противном случае, ребенок находится постоянно в позиции отстаивания своих границ, а энергии на творчество и самореализацию просто не остается.

Организуя нашим детям образовательную среду в компании единомышленников под мудрым руководством достойного педагога, мы даем им возможность исследовать себя и развивать свои способности, не боясь быть высмеянным, оцененным, отвергнутым, и, в то же время, не ставя себя на пьедестал и не витая в облаках собственной эксклюзивности, придуманной родителями и поддерживаемой по их просьбе учителями и другими взрослыми.

В детском и подростковом возрасте человеку совершенно необходимо взрастить в себе культурно-нравственный стержень поведения, который даст ему уверенность и осознанность (а не инстинктивный импульс) в выборе собственной стратегии в любой ситуации. Такое понимание себя и своих действий дает возможность иметь и не бояться свободно высказывать свое мнение. Настоящая индивидуальность открыта миру, и, что самое удивительное, мир ПРИНИМАЕТ эту индивидуальность и позволяет ей быть.

Юлия Наумова