Пиар родителей за счет детей, или кому нужно раннее развитие?

Пиар родителей за счет детей, или кому нужно раннее развитие?

Сейчас очень модная тенденция раннего развития детей продолжает набирать обороты, потому что «после трех уже поздно»! Звонит мама 2-летнего ребенка в развивающий центр: «Мы уже все буквы знаем. Что вы можете нам предложить?»

Бабушка 4-летней девочки жалуется: «Все буквы знает, а читать не хочет!» Так и хочется спросить: «А диссертацию ваш ребенок уже начал писать?»

А потом мы расстраиваемся, что в 7 лет ребенок уже не хочет учиться, что же будет дальше? Особо продвинутые родители решают: зачем ждать 7-ми лет? Ведут в 5 лет к психологу, чтобы определить, а вдруг уже окажется готов. Психолог (тоже очень продвинутый) предлагает ребенку различные предметы, мотивирующие или к игровой, или к учебной деятельности. Смотря, куда дитё потянется и чем заинтересуется, определяют его готовность к учебной деятельности. Если он срочно начал составлять склады и читать или пересчитывать предметы, ура! – родительские ожидания оправданы! Конечно! Они же его с 1 года учили буквам и цифрам. И, слава Богу, к 5-ти годам ему еще не до конца это все надоело, да и привычка уже выработана правильно реагировать на эти самые значки, поэтому он и делает вид, будто он уже в игрушки наигрался и хочет учиться. Но печаль в том, что к 7-ми годам весь энтузиазм пропадает. У меня была парадоксальная ситуация на подготовительных занятиях к школе. Читаем рассказ. Девочка, которая уже бегло читает и прекрасно понимает смысл прочитанного, не проявляла никакого интереса к сюжету и к тому, чем рассказ закончится. А детки, которые читают почти по слогам, с нетерпением ждали своей очереди прочитать предложение. Вопрос: кому из них будет интересней (я не говорю - легче) учиться в 1-м классе? Или другая ситуация: мы знаем состав числа, но с трудом застегиваем пуговицы, еле-еле справляемся с молнией, а завязать шнурки – это вообще из области фантастики.

И неужели с ребенком в возрасте с 0 до 7 лет больше нечем заниматься, кроме как учить его читать, писать и считать?

Но первым классом раннее развитие не заканчивается. Еще одно новомодное суждение: «зачем тратить на школьное образование такие важные 10 лет? Это же так много!» И начинается… Давайте выучим начальную школу за 1 год, курс всей школьной математики или русского языка за 3 месяца, будем экстерном сдавать по несколько классов и вообще закончим школу в 13 лет.

Но! Позвольте спросить. На что же такое важное надо потратить 10 лет в возрасте с 7 до 17-ти? Что такого мега-неотложного надо успеть совершить, кроме того, что выучиться в школе и подготовиться к самостоятельной жизни? Может, надо успеть сделать карьеру, завести семью, родить и воспитать детей? Нет? Тогда какая необходимость заталкивать программу нескольких классов в один, мчаться «галопом по Европам»? А как вам – изучать «Дубровского» в 10 лет, а «Войну и мир» и «Тихий Дон» в 13? Анатомию в 12? А с экономической географией знакомиться, когда еще о семейном бюджете слабое представление?

И что же мы будем делать дальше в эти предусмотрительно сэкономленные года? Правильно. Чего ж время терять? Пойдем в ВУЗ, в 13-то лет (или даже в 15). И, как ни странно, придя в ВУЗ такие недоросли начинают там… играть в куклы, в машинки. Вот прям приносят на занятия (говорю о случаях из практики). Надо же себе детство возвращать.

А что же можно было бы делать в эти самые ценные 10 лет, если уж идти по пути нестандартного (внешкольного) образования?

Во-первых, изучать всю школьную программу максимально опытным, практическим путем. Для этого потребуется гораздо больше времени, чем для только теоретического воспроизведения информации и выполнения письменных упражнений. Но насколько интересней и эффективней самим додуматься до какого-то правила, вывести закон, выявив закономерности! А как здорово вместе читать литературное произведение, тренируя выразительность чтения, потом его обсуждать, делать выводы, а, может быть, сыграть его на сцене.

Во-вторых, постепенно развивать руку для письма: от письма карандашом в широкой линии до каллиграфии. Физиологически ребенок готов к полноценному письму к 9-ти годам, а традиционная школьная программа заставляет писать в узкой строке сразу шариковой ручкой с 6-7 лет.

В-третьих, в учебный процесс можно включать разнообразные упражнения, развивающие не только интеллект и логику, но и память, внимание, реакцию, выразительность речи, четкую артикуляцию, крупную и мелкую моторику (и в школьном возрасте это полезно и имеет смысл), чувство движения и др.

В-четвертых, какие-то предметы можно изучать более глубоко, решая интересные, сложные задачи, разрабатывая проекты, делая доклады, презентации, совершая тематические экскурсии и походы.

В конце концов, можно учиться не 5 дней в неделю, а три, и иметь больше свободного времени на игру, любимые занятия, на совместное общение, на дополнительные курсы (например, скорочтение и т.п.).

Подарите своему ребенку эту возможность проживать жизнь интересно, разнообразно и размеренно. Покажите, что учиться – это здорово, что именно широкий кругозор делает нас богаче и свободнее, а не узкая специализация по примеру Запада («я лечу только правое ухо, а по левому – другой специалист»). Не надо превращать учебу в процесс наполнения пустого ведра, а потом сливания его один или два раза в год на аттестациях. Не делайте из своего ребенка робота, который будет заниматься только одним направлением, к которому у него якобы есть способности, и которое его будет кормить всю жизнь, а остальные знания он будет получать по остаточному принципу «лишь бы как-то сдать».

Юлия Наумова